Накипело

Простите за резкость, но уже просто накипело… Хочется поговорить об образовании в спорте, которое, как я вижу, развивается по замкнутому кругу. 

Этап № 1. Ребенок приходит в спортивную секцию, где тренер начинает учить его спортивным и жизненным навыкам. Ребенок впитывает слова тренера, технику выполнения упражнений, правила, установленные в группе. Дай Бог, если это обучение приводит к качественному развитию ребенка и благосклонно влияет на его дальнейший рост. Если нет, то, как говорится, не повезло. Вот здесь возникает первый вопрос — что делать, чтобы везло ребенку и родителям? 

Этап № 2. Уже не ребенок, но еще и не взрослый — этот человек поступает в педагогический вуз на спортфак или в институт физической культуры. Тут его учат многим не совсем нужным предметам, никакого отношения не имеющим к дальнейшему становлению подростка ни как тренера, ни как спортивного менеджера, есть более важная информация для роста и развития. Зачастую лекторы читают лекцию по бумажке или еще хуже — по книге. Сейчас я говорю не про всех — на самом деле в высших учебных заведениях очень много интересных, высококвалифицированных преподавателей, но иногда даже им тяжело бороться с системой замкнутого круга. Есть еще проблема — из института студент выходит просто студентом, а должен выходить готовым специалистом, человеком, приспособленным к жизни. Пока же ему приходится еще пять лет набивать шишки после вуза, нарабатывая профессиональный и личный опыт. Нужна практика, нужно учить студентов решать проблемы самим. Просто необходимо иметь в вузах больше практиков, тех, кому интересно делится собственными знаниями и опытом. Поверьте таких профессионалов много, реально много! Только важно выйти за пределы учебного заведения, как говорится, в поля. 
Где брать опытных практиков, готовых делиться? Что делать с учебным планом? 

Этап № 3. Сейчас, согласно действующему законодательству, тренер раз в три года должен пройти курсы повышения квалификации. Задумка отличная, но вот исполнение страдает. Дело в том, что часы, которые необходимо прослушать тренеру, он их слушает без привязки к конкретному результату. Да он сдает зачет по итогам прохождения курсов, но лишь для галочки. Ладно бы лекции были полезные, основанные на конкретной практике — чаще всего это никому не нужный материал, который никак и никогда не пригодится в ежедневной работе. Что здесь делать? Создавать курсы повышения квалификации с конкретной программой под конкретный вид спорта, но и здесь засада. Можно создать такую программу, договориться с вузом, чтобы тренерам дали практикующий материал и даже спикеров-действующих тренеров, но возникает новая проблема — госзакупки. Это такая штука, где непонятно, кто выиграет и какого качества услугу предоставит. Можно пойти по другому пути: бросить клич «Ребята, кто хотел бы поучиться?!», но в ответ слышишь «Мы все знаем» (проверено лично на основе многочисленных разговоров с тренерами). 
Вот и получается: недоученные тренеры учат детей — будущих недоученных тренеров!
Что с эти делать? Какие есть мысли? Рад любой подсказке и направлению. Давайте вместе решать вопрос образования и развития в спорте!

Pin It on Pinterest

Сайт размещается на хостинге Спринтхост